При
любой форме идеологической одержимости в человеке сохраняется
неискаженная сфера души. Но эта здоровая основа подавлена, заглушена
и ограждена внутренней идеологической цензурой, человек не способен
осознать здоровые душевные импульсы. Тем не менее, незараженная
душевная сила вплетается в понимание и действия идеологического
субъекта, - отсюда знаменитое идеологическое двоедушие и двоемыслие,-сохранение
некоторых моральных принципов, но только для "своих".
В состоянии острой одержимости сфера душевного здоровья предельно
сужается, вытесняется до потаенных глубин и может быть внешне
не заметна. "Сталинский комсомолец", например, скрывал
не только от окружающих, но и от себя свои душевные привязанности,
идеологически запретные.
По мере ослабления идеологического напряжения расширяется здоровая
душевная область, расщепление души и сознания принимает более
явную форму. Последняя, так сказать, по мягкости, но в то же время
коварно тонкая, форма идеологического помутнения - это цинизм,
когда человек все или почти все понимает, презрительно относится
к идеологическим догмам, но тем не менее выполняет идеологические
задания и умудряется находить этому оправдание.
По мере того, как угасает одержимость страстями, питающими идеологическую
систему, идеологические мифы из мобилизующих магических знаков
вырождаются в прикрывающие иллюзии и голые фикции. В мифы склонны
верить все зараженные идеологией. Иллюзии не отрицаются в принципе,
но могут вызывать сомнения в наличии предмета, ими отображаемого.
Фикции же - это утверждения, в которые никто не верит, но все
делают вид, что верят. Иллюзии и фикции игнорируют роль условного
этикета, церемониала, который служит либо формой выражения преданности,
прикрывающей действительный индифферентизм - равнодушие, безразличие,
либо единственно допустимым средством общения в попытках решать
практические, а не идеологические проблемы. Идеологическая монолитность
сознания расщепляется в двоемыслие.